Традиционные напитки в деревне

Помните, как в народном мультфильме «Простоквашино» кот Матроскин посмеялся с Шарика, который хотел, чтобы корова Мурка давала вместо молока пепси-колу? По прошествии стольких лет, мечты Шарика почти сбылись. Полки современных сельмагов буквально завалены заморскими брендами всех мастей, о которых еще лет 30 назад в деревне и не слыхали. А что пили до того, как транснациональные корпорации опутали своими щупальцами белорусское село? Номенклатура напитков была предельно проста и привычна. Безусловно на первое месте была колодезная или крыничная вода. Это сейчас в колодцы вкапывают бетонные кольца, а раньше вместо них использовали дубовый сруб, поэтому вкус воды был совершенно иной (фото 1).

Криницы и вовсе с языческих времен были объектами особого поклонения славян. Вероятно, в том числе и потому, что вода из подземного источника не содержит бактерий и ей невозможно отравиться. Особенно богата на такие объекты Могилевщина: Голубая крыница, Трофимова и т.д. В современности, криницы взяла под свою опеку церковь, попутно переименовывая их в «святые источники» и оборудуя купели (фото 2).

Второе по значимости питьё – это молоко. В деревне каждая более или менее зажиточная семья держала минимум одну-две, а то и три коровы. В сутки одна корова может давать до 20 и более литров молока. Спрашивается зачем столько? Ответ простой. Часть молока шла на продажу («здавалі ў калхоз»), часть перерабатывали на сметану, масло, сыр, творог.


Из сезонных напитков безусловно стоит выделить березовый сок. Заготавливали его, понятное дело в марте (на то он и «сакавік»), хранили его в дубовых бочках. Примечательно, что некоторые хозяева в бочке оставляли березовый кол (слава богу, что не осиновый). Им перемешивали забродивший продукт, который в конечном итоге превращался в квас. Иногда хозяйка добавляла в сок сушеные груши-дички, что придавало ему характерный цвет и вкус. Напиток получался резкий, с кислинкой и предназначался для употребления во время сенокоса («косовіцы»). Это уже потом в деревне начали сок консервировать, закатывая в банки и, попутно, убивая все витамины кипячением. Но это как говоритсья совсем другая история.


Из доступных безалкогольных напитков так же не стоит забывать и компот из сухофруктов («узва́р») (сушеные яблоки, груши и т.д.). Беларусь издавна была регионом, где в промышленных масштабах выращивали яблоки, поэтому дефицита в этом сырье не испытывали. При чем существовали как гигантские сады, заложенные еще помещиками в 19 веке, так и небольшие садики на приусадебных участках. Компот варили в чугунах в печке, отчего он приобретал неповторимый вкус, как собственно и все блюда, приготовленные на огне.
При наличии избытка яблок из них можно приготовить домашнее вино. Это уже в советской время тема плодовых вин была изрядно дискредитирована, а сам продукт, произведенный в промышленных масштабах, презрительно называли «плодово-выгодное».


При правильном подходе все было не так. У моего деда был свой небольшой яблоневый сад и, как гласит семейная легенда, однажды он решил сделать вино из яблок. Для осуществления этой, безусловно, благородной и общественно-полезной цели, дед позаимствовал пресс у соседа, которого все звали «Сэ́ргель». Яблоки, как и положено были мелко нарублены, пустили сок, а затем отжаты с помощью простого, но очень эффективного винтового механизма. Сок, постоявши несколько дней понятное дело забродил и … На счастье, или на беду, мимо дедового дома на полевые работы «во́зом» ехала бригада. Погода была жаркой и утомленные духотой полеводы попросили попить. Дед по какой-то причине вынес им не воды, а именно забродивший сок. Утолив жажду, благодарные дегустаторы двинулись к намеченной цели, однако приступить к выполнению обязанностей уже не смогли. В общем бригада в полном составе была на некоторое время выведена из строя по причине алкогольного опьянения. У тружеников села попросту отказали ноги. Уводя читателя в сторону от сельских реалий, скажу по своему опыту винодела-любителя, что домашнее игристое при некоторых пикантных недугах оказывает также и лечебный эффект! Но, как говорили древние: nomina sunt odiosa.


Осмысляя это вполне невинное происшествие сейчас, я думаю, что всем его участникам крупно повезло. На дворе были вполне вегетарианские хрущевско-брежневские времена и все сошло с рук. Случись все это при Сталине – не миновать расправы! Припаяли бы «вредительство» или «саботаж», и дед мог бы отхватить вполне реальный срок: три года лагерей.
Ну и наконец замыкает наш импровизированный хит-парад напитков — тяжелая артиллерия в лице «гарэ́лкі» или самогона. Этот напиток упоминается в белорусских письменных источниках 17 века, а именно в «Прамо́ве Меле́шки»! Вспоминая стародавние времена, автор этого литературного шедевра ностальгирует: «Вина венгерского не заживали перед тым. Малмазию скромно пивали, медок и горилочку дюбали, але гроши под достатком мевали».

Несколько депрессивный впечатление от контакта с зеленым змием оставляет стихотворение поэта Яна Барщевского (фото 3) «Гарэліца», написанное в 19 веке. Рискну предположить, что строки эти автор вымучил, будучи с хорошего бадуна:

Ах ты ж, мая гарэліца, мая весялуха,
Цераз усю мяне ночку мучыла сукруха.
Ці мне ж было гэта лоўка, што я усю ночку
Толькі відзеў ува сьне парожнюю бочку?

 

До состояния искусства возвел описание сельского банкета один из столпов белорусской литературы и, по совместительству академик АН БССР, Якуб Колас (фото 4), в бессмертном творении «Новая зямля» (1923 г.). Детали пиршества, на примере традиций Столбцовского района, выписаны филигранно, со знанием дела, не хуже, чем на картинах Брейгеля и Босха:


Крыніцы бурнага натхненьня,
Мінут вясёлых, ажыўленьня,
Стаяць, як біскупы, бутэлі,
I ласа ўсе на іх глядзелі.
Ляжыць гарамi ў іх падножжы
Закуска, гэта міласьць божа:
Тут сыр, як першы сьнег, бялюткі,
Каўбас прыемнейшыя скруткі,
Што толькі ёсьць у Беларусі.
<…>
Гарэлка, радасць-весялуха,
Прыемна булькае для вуха
І гэтак вочы прыцягае,
Ну, як каханка маладая!

Производство самогона на деревне имело богатые и безусловно давние традиции, которые варьировались в зависимости от региона, обычаев местного социума и характера взаимоотношений с блюстителями закона. Такие термины как: «цэ́бэр», «сухопа́рнік», «сахару́га», «ляво́сіха» и проч. для не посвященных в диковинку.
Вот, к примеру, в Лунинецком районе (название деревни умолчим) каждый уважающий себя хозяин имел свой аппарат и производил продукт для себя в строго индивидуальном порядке. Совершенно иная картина была в Житковичском районе (и в этом случае так же обойдемся без конкретной локации). В лесу на окраине деревни был сооружен стационарный агрегат общего пользования (фото 5).

Доступ к нему имела любая семья в случае подготовки к свадьбе, проводам и т.д. Этот пример красноречиво свидетельствует, что не всем белорусам свойственно хуторское мышление и жизнь по принципу «моя хата с краю». Ничего подобного! На лицо классический пример самоорганизации и, не побоюсь этого слова, работающих горизонтальных связей в обществе! Примечательно, что рачительные полешуки позаботились и о питании системы охлаждения. Рядом с производственными мощностями был выкопан небольшой водоем. Пытаясь осмыслить этот феномен невольно задаёшься вопросом: что это было? Проявление коллективизма, привитого большевиками? Может сельчане буквально восприняли идею о том, что по мере приближения к коммунизму все будет общее, а индивидуальная собственность канет в лету? Или же это отголоски той самой крестьянской общины (громады), которую не успели добить в ходе столыпинской реформы 1906 г.? Трудно сказать… Ясно одно – без ста грамм не разберешься.

Автор Андрей Лебедев

Наш Instagram veska_life 

Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Хотите стать героем нашей рубрики? Или мечтаете о своем доме в деревне?
Пишите на нашу почту  veskalife.info@mail.ru

Перепечатка текста и фотографий Veska Life без разрешения редакции запрещена. 

Scroll to Top

Proin ullamcorper pretium orci donec necscele risqueleoam massa dolor imper dietnec consequata congue idsem maecenas malesuada faucibus finibus.

Address

Uluwatu Jimbaran ST, 1919 - Bali, Indonesia

call us

+62 212-345-321

email us

deva@mail.com

Proin ullamcorper pretium orci donec necscele risqueleoam massa dolor imper dietnec consequata congue idsem maecenas malesuada faucibus finibus.

Address

Uluwatu Jimbaran ST, 1919 - Bali, Indonesia

call us

+62 212-345-321

email us

deva@mail.com